Menora Camps – летние семейные и детские туры – это то, без чего представить фонд Менора невозможно. Это такая же визитная карточка как ежегодный Фестиваль современной еврейской культуры, как проект для пожилых «Заботливая связь».
Дети и родители еврейской общины начинают ждать Menora Camps задолго до лета. Родители планируют летние отпуска только после информации о датах проведения туров. Представить, что ребенок, который уже был в Menora Camps скажет, что «этим летом могу и не ездить» - невозможно. Все, кто хоть раз побывал на летних турах, стремятся туда снова и снова. Menora Camps воспитала уже не одно поколение мадрихов (вожатых), которые сами когда-то были участниками летних туров. Любовь к Menora Camps – это навсегда.
Что же происходит там такого, что отличает Menora Camps от всех других летних оздоровительных программ?
Начнем с того, что это проект еврейской общины, а значит еврейская история, традиции, культура – в основе всех летних программ. В основе – да, но это не главное, потому что каждая смена дает и детям, и взрослым новые знания, новые навыки и умения. На творческих сменах они учатся быть режиссерами, художниками, писателями, поэтами… На всех без исключения турах создают свои маленькие проекты, проводят свои event, учатся работать в команде, строить коммуникации.
Еще одна особенность – туры от идеи до реализации создают мадрихи – молодые люди, которые сами в детстве влюбились в Menora Camps, потом прошли специальное обучение, отбор в команду мадрихов (заслужили это право!) и теперь каждый год готовят и проводят летние программы для детей и взрослых.
Menora Camps – это четыре семидневных смены: детская, подростковая, творческая и семейная.
В 2022 году 163 ребенка стали участниками туров. А семейный лагерь принял 102 человека. О каждом туре можно написать книгу, каждый день – целая глава.
Вот, например, творческая смена, которая прошла с 25 июля по 1 августа.
Даже заезд детей – событие! Участники тура знают, что будут творцами, но какими? Что их ждет? Они приезжают, и на въезде их встречают светотехники, грузчики, звукорежиссеры… А дети, выходя из автобуса, узнают, что они художники, которым все эти специалисты будут помогать творить, воплощать свои идеи в жизнь. Все эти помощники, на самом деле, мадрихи, выполняющие ту или иную роль. Главные на программе - художники, то есть дети. И об этом даже не надо говорить, потому что все действие, все события на смене спроектированы так, что дети чувствуют себя творцами. Именно они в центре событий. Без их активной позиции, без их идей, без их участия фестиваль КЕФИР (какой-то еврейский фестиваль искусств и разнообразия) не состоится. И Фестиваль начинается здесь и сейчас, прямо с порога. Каждый день наполнен событиями, каждый день участники смены создают свой Дом. Почему «Дом»? Потому что через осмысления этого понятия, через создание своего дома дети всего за 7 дней прикасаются к базовым человеческим ценностям, к базовым ценностям еврейской общины. Это не лекции и даже не мастер классы. Все эти знания пропускаются через себя и воплощаются в созданном каждым Доме художника, в самостоятельно снятых видео, в настенных коврах, в кукольных спектаклях, в нигунах, которые сами же и придумали. А главное - в концепции своего Дома - своего Я, который создает каждый участник.
А еще КЕФИР – это квартирник, шабат, капустник, авдала, еврейская монополия и «дискач на улице». Как всего семь дней вмещают это огромное количество мероприятий – остается загадкой для тех, кто никогда не был в Menore Camps.
Фотографии творческой смены здесь
А вот отзыв Ольги Лигуэ, мамы Лены, девочки, которая впервые побывала на туре еврейской общины.
«Дочка не раз бывала в летних оздоровительных лагерях. Можно сказать, что у нее есть опыт. Есть с чем сравнить. Мне самой было очень интересно узнать: что же это такое Menore Camps. Я много слышала, но все таки впечатления дочери для меня был важнее. И поэтому тоже я ждала возвращения Лены домой.
Из ее эмоциональных и немножко сумбурных рассказов, которые она обрушила на меня прямо с порога дома, я поняла главное - Menorа Camps – это совсем другой подход. Ведь у детей больше свободы. И это понятно, потому что на протяжении всего тура они что-то придумывают, творят, создают. А творчество невозможно, если нет свободы, если есть много ограничений.
Я сама помню свои детские впечатления от летних оздоровительных лагерей. В штыки воспринимаются практически все правила: идти на обед парами, в 22.00 – отбой, молчим, когда едим… Как будто если ты не взрослый, то ты и не человек. Ведь взрослым можно, а детям – нет.
Лена с восторгом рассказывала о вожатых, о всех детях, которые были на смене. Я удивилась даже: ни одного негативного отзыва я не услышала от дочери. Бывают же у ребят ссоры, кто-то кого-то не принимает, бывают конфликты между лидерами и аутсайдерами… А в Menore Camps, как я поняла, подружились все со всеми. Дружные, любознательные, открытые новому, добрые по отношению друг к другу – такие дети были на летнем туре. Или вернулись такими?
Особая история - это те знания о еврейской культуре и традициях, которые «привезла домой» Лена. В нашей семье, к сожалению, это было утеряно. И вот сейчас, под чутким руководством 12-летней дочери, мы осваиваем азы нашей национальной культуры. Для меня это самое начало пути познания своих корней. За это - отдельное спасибо Благотворительному фонду Менора!
Дочь уже ждет следующее лето, ждет новых туров. Действительно, Menore Camps – это любовь с первого взгляда и навсегда!»