Шел январь, начались занятие по морскому делу, все как обычно в этот период. Но в Крапивинском Центре «Каравелла» никогда не бывает «как обычно», каждый год происходит что-нибудь новое. Нынче решили возродить спектакль "Прощайте, скалистые горы", который уже ставили 10 лет назад. Поскольку главные герои - юнги 15-16 лет, то нужны были ребята как раз нашего возраста.
В январе Ларисой и Дарьей Крапивиными писался и редактировался сценарий, с февраля начался отбор на роли и репетиции.
Спектакль этот изначально предполагался достаточно большим и массовым для нашей организации, как по времени, так и по количеству актёров. Конечно, в процессе постановки появлялись новые сцены, предыдущие обрастали дополнительными действиями и подробностями.
Я сыграл роль мичмана в школе юнг. А на главные роли утвердили Прохора Отинова (Огурцов), Никиту Корнева (Михайлов), Влада Сидоренко (Тагильцев), Елисея Панкратова (Чиланко) и Марка Захватова (Ковалёв). Все вместе они сыграли юнг Соловецкой школы.
В этом спектакле было и новшество. В нем появился сам автор Валентин Пикуль. Роль Огурцова–старшего досталась нашему флагману Андрею Копылову. Режиссёром спектакля стала горячо нами любимая Даша Крапивина.
Почему же два Огурцова? На самом деле Огурцов один, просто в разное время. Все основные действия спектакля – воспоминания Огурцова, о его обучении в школе юнг, и в процессе повествования постоянно происходят переходы от прошлого к настоящему, что на мой взгляд украшает очень спектакль.
Но это все вы сможете узнать, посмотрев запись спектакля, которая в скором времени будет сделана, ну или сам спектакль вживую, если получится. А я расскажу про подготовку к спектаклю и выступление со стороны актеров.
Как я уже написал, репетиции начались с начала февраля. Весь спектакль разбит на отдельные сцены, которые потом между собой стыкуются. Изначально в сценарии было сцен девять, потом что-то объединили, что-то добавили и сколько осталось в конце я даже не знаю, потому что сценарий стал бесполезен уже через месяц репетиций, фразы по ходу постановок изменяли, переставляли только так. На репетициях каждая сцена готовилась отдельно, но и это далеко не простая задача, ведь каждого героя нужно превратить из «разговаривающего бревна», каким он предстает в сухих строках сценария, в живого человека, со своим характером и отношением к происходящему.
Репетиции шли безостановочно в дополнительное от основных занятий время, потому что зал у нас в "Каравелле" всё время чем-то занят: то занятия по фехтованию, то сбор, то экскурсии, то турнир. В среднем за один день (два часа работы) ставилась на первичный вариант одна сцена, но потом всё равно приходилось дорабатывать, потому что выявлялись неточности, какие-то косяки.
Также актерам постоянно приходилось работать над своей включенностью в процесс, поддерживать на лицах эмоции от происходящего, зная при этом что произойдет дальше. Мне вот, например, как раз это давалось достаточно сложно, нужно было постоянно себя одергивать, чтобы не ждать следующей реплики с открытым ртом и готовой фразой. Ну и конечно искренне выдать эмоции, которые нужно, а не которые у тебя в данный момент.
Отдельная большая работа была проделана Дашей вместе со Степой Иткиновым, Женей Казанцевым и Денисом Неугодниковым. Шла состыковка со светом, звуком, видеорядом. Для усиления эффекта от происходящего нужно подобрать правильное звуковое и музыкальное сопровождение. Нахождение подходящей музыки усложняло и то, что она должна быть написана в то же время, а это более восьмидесяти лет назад! Со светом тоже пришлось повозиться, надо было делать так, чтобы он подходил и по цвету, яркости, да к тому же светил в нужное место, так что для установки света на финал даже пришлось залезать на стремянку и поворачивать вручную прожекторы.
Микрофоны, которые крепились бы на актеров тоже использовать возможности не было, да и не красиво это, поэтому над сценой с потолка свесили маленькие микрофоны на проводах, которые хотя бы немного усиливали звук. Для нас специально закупили морские клёши того времени - это тоже было приятно, почувствовать себя настоящими юнгами.
Так прошло почти два месяца. В апреле репетиции участились, если раньше мы собирались раз в неделю, то сейчас по два-три раза, да еще и в выходные дни. Когда все сцены по отдельности были готовы, началась общая сборка спектакля. Тут снова начались проблемы, потому что сцены, которые давно не репетировались уже забылись, и надо было снова вспоминать все нюансы.
Когда мы все практически собрали и были вполне довольны результатом, на репетицию пришла Лариса Крапивина. Мы услышали много разного от автора сценария. И снова начали что-то исправлять, редактировать по ходу, быстро искать ленточки для бескозырок с названиями разных флотов, делать письмо о гибели отца в прямоугольном конверте, исправлять видео и многое другое.
Но в конце концов все получилось, и 26 апреля, на генеральной репетиции мы были полностью готовы к премьере, которая была назначена на 28-ое и 30-ое апреля. 28-го - для наших ребят-каравелльцев, и 30-го - уже для самых главных гостей - ветеранов и участников Великой Отечественной войны.
В понедельник премьера прошла более-менее хорошо, но ошибки все равно были, я, к примеру, не смог четко выговорить СССР, из-за чего все слилось в единый звук и получилось, как будто бы, 4-5 букв «с». Всем ребятам спектакль понравился, но главный показ был еще впереди, ведь в первую очередь для ветеранов этот спектакль и ставился.
В среду перед премьерой у нас прошел актерский тренинг с Дашей, для того чтобы настроиться на показ, собраться, так же мы провели речевую гимнастику для улучшения дикции. В 13:40, когда начали заходить гости, все актеры быстро переместились за кулисы.
Гаснет свет, приветственная речь Ларисы… Всё, начали! Сцена за сценой мы сыграли весь спектакль, причем почти без ошибок! Все-таки прогон в понедельник помог, потому что тяжелее четко, с нужной интонацией читать текст, когда на тебя смотрит зал зрителей, а тут уже привыкаешь, и легче как-то. Хотя со сцены видно только первые пару рядов, остальные чаще всего уже не видно из-за света.
Самыми тяжелыми были последние минуты, уже после поклона и аплодисментов, когда мы стояли на сцене во время торжественных речей в честь именинников, в теплых костюмах, да еще и с закрытыми шторами окнами.
Но спектакль ветеранам очень понравился, говорят, что многих прямо до слез пробрало, а это очень о многом говорит, потому что это люди, которые помнят страшное время войны, и значит нам удалось предать атмосферу того времени, атмосферу событий книги Валентина Пикуля, на основе которой и был поставлен спектакль.
Но на этих двух показах жизнь спектакля не закончится, на десятое мая уже назначена кинозапись, на тринадцатое – показ для ребят из Тюмени, Пышмы, отряда «Кречет» и «Флагман», и, думаю, в будущем еще не раз его покажем! Так что премьера прошла, но всё только начинается!