Служба быстрого реагирования в действии

Проект «Служба быстрого реагирования для пожилых людей в системе уход на дому» стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов в 2023 году.

В центре внимания – 100 пожилых людей старше 65 лет. Все они находятся на сопровождении патронажных работников социального отдела «Меноры». Это маломобильные одинокие люди, которым необходима самая элементарная помощь в быту. Патронажные работники готовят еду, прибирают в квартире, покупают продукты, проводят гигиенические процедуры. Для многих подопечных патронажный работник – это единственная связь с миром за стенами квартиры. И все таки большую часть времени опекаемый человек предоставлен сам себе.

А у одинокого пожилого может случиться что угодно: возникнуть проблемы со здоровьем или в быту как раз в то время, когда рядом нет помощника. Чтобы избежать этого, специалисты фонда решили обеспечить браслетами с SOS- вызовом своих подопечных. В марте были закуплены гаджеты, которые похожи на наручные часы и оснащены тремя кнопками: SOS и 2 кнопки с прикрепленным телефонным номером социального отдела фонда. Эти браслеты должны решать задачу мгновенной помощи одинокому пожилому человеку в экстренной ситуации.

Несколько месяцев сотрудники фонда и волонтеры выезжали к подопечным, «знакомили» их с гаджетами и учили ими пользоваться. Проблема, с которой столкнулись специалисты на первом этапе «знакомства» – страх и тревожность самих пожилых: «А вдруг я сломаю браслет?», «А не навредит ли он мне?». Разъяснения и уговоры помогают, но далеко не всем. Патронажные работники, приходя к подопечным, часто обнаруживают, что браслеты аккуратно упакованные лежат в кробочках.

«Созваниваемся с нашими пожилыми, убеждаем носить браслеты. Патронажные работники, приходя к подопечным, стараются снять тревожность, убедить пользоваться браслетом. Но это очень длительный процесс. Мы уже проходили этот путь, когда обучали наших пожилых пользоваться смартфонами, чтобы они смогли стать участниками онлайн-площадки общения «Заботливая связь» во время пандемии. Сегодня 200 пожилых от 70 до 90 лет каждый день общаются онлайн, пользуются платформой, мессенджерами. А два года назад сколько мы сил вложили, чтобы помочь им преодолеть сомнения, страхи и тревоги! Поэтому сейчас мы все знаем: главное — не отчаиваться, не опускать руки», – убеждена Ольга Саранина, руководитель социальных и материальных программ фонда.

Сложившаяся ситуация еще раз убеждает, что внедрение новых технологий, особенно цифровых, в систему оказания социальной помощи пожилым невозможно без социального сопровождения. «Менора» обладает таким ресурсом: более двухсот патронажных работников, которые постоянно на связи с подопечными и техноволонтеры проекта, готовые придти на помощь пожилым.

Еще с одной проблемой столкнулись сотрудники фонда в ходе апробации гаджетов. Техническая составляющая браслетов оказалась далека от совершенства. Из 100 запланированных закуплено 58, и шесть из них оказались брокованными. В ходе эксплуатации стало понятно, что браслеты быстро разряжаются, «слабое звено» — аккумулятор. Поэтому специалисты социального отдела фонда ищут и подбирают альтернативные модели. Подходящих вариантов не так много.

Все эти сложности не останавливают текущую деятельность по проекту. На прошлой неделе еще у двух подопечных фонда появились браслеты. Самый юный техноволонтер Арсений (ему 14 лет) объяснил Раисе Павловне и Линне Ароновне как обращаться с гаджетами, помог настроить ”технику” и обещал проконсультировать, если возникнут вопросы.

Нко: Общественный Фонд «ЕЕКЦ "Менора"»