Морской театр и волшебство "Орлёнка"

Продолжение истории.

Итак. Состав актеров и чтецов начально определился. Название нашей творческой группы оказалось весьма символичным – «Морской ТЕАТР». У нас было всего 6 репетиций, на каждую их которых было определено время в плане-сетке смены - один час и пятнадцать минут. Две финальные репетиции прошли в ДКиСе уже в зале со светом, видео и музыкой. Поясню, почему время является важной информацией в моем повествовании.

В «Штормовом» все занятия у ребят расписаны по секундам. Дети все время чем-то заняты и куда-то идут, а иногда и просто мчатся. Занятий множество и у преподавателей идёт буквально «сражение за время». Напомню, что ребята были из разных экипажей, поэтому отправлять их в указанное время ко мне на встречи должны были вожатые. Помогали собрать всю нашу творческую группу два волшебных заместителя начальника Лев и Юля. Они работали просто со скоростью почти курьерского поезда. Стремительно и очень доброжелательно. Это при том, что далеко не все участники отличались дисциплиной и пунктуальностью, некоторые опаздывали больше чем на 5 минут. Один товарищ вообще пропустил репетицию, потому что вожатый банально забыл ему передать информацию. Но мы практически с первой встречи прекратили кого-либо ждать и сразу начинали работать. Так что дело успешно продвигалось вперед.

Самая большая трудность возникла с чтецами. Ребята не сразу поняли, что они будут выступать в полной темноте, не видя зала в круге слепящего света, который бьёт в глаза. Именно поэтому подсмотреть на планшетке текст, если забыл слова, будет невозможно. Ребятам, которые рассказывали о событиях в форме исторической хроники, пришлось помнить наизусть не только стихи, но и тексты в прозе. И произносить их не как надоевшее зазубренное наспех стихотворение или наскоро заученный текст, смысл которого не особо понимаешь, а с чувством, ритмом и паузами. И смотреть надо прямо перед собой в зал, а не в какие-то бумажки, чтобы проникновенно говорить со зрителями, как настоящие народные артисты, а не обычные ведущие.

Так в нашем спектакле каждый чтец тоже стал актером - рассказчиком, который с первых же строк стихотворения Корнея Чуковского «Лениградским детям», включился в контекст общего сценического действия и помогал зрителям прочувствовать, осознать, а главное – запомнить основную фактологическую информацию о блокаде фашистами города-героя Ленинграда, которая длилась два с половиной года, 29 месяцев, 872 дня.

Мне очень понравилось, что чтецы объединились в команды, которые поддерживали друг друга, подсказывали слова, иногда быстро подменяли того, кто растерялся или по какой-либо причине отсутствовал на репетиции. Но у всех детей были проблемы с речью. Меня реально не хватало на индивидуальную работу с каждым чтецом. И дополнительного времени тоже не было. Вот тут и появились две волшебницы из Управления «Орлёнка» по организации массовых мероприятий. Они приходили во время наших репетиций и параллельно репетировали с чтецами. Такая великолепная поддержка оказалась очень полезной и своевременной. В команде с ними мы сработали просто «на Ура!». Пока я разводила детей по сцене и репетировала с основными актёрами, специалисты взяли на себя чтецов и буквально по фразам отработали с каждым все части текста.

Ребята очень старались, но у одного мальчишки никак не получалось выучить текст. Когда мы поговорили с ним откровенно, оказалось, что он очень волнуется, потому что никогда не выступал на такой большой сцене и не учил прозу наизусть. Убирать его из спектакля не хотелось, но и подвергать риску провала общий результат я не могла. Договорились с ребятами, что он просто будет во время выступления держать папку в руках, но в случае если забудет слова, то соседи быстро включатся, ему помогут и продолжат текст. Однако, во время спектакля наш герой ни разу не ошибся, а после признался мне, что всю ночь учил слова и репетировал перед ребятами в кубрике.

Ещё одним волшебником оказался Игорь Юрьевич Киреев. Это легендарный музыкальный руководитель ВДЦ. Так получилось, что он приходил в зал «Штормового» и проводил свои занятия с ребятами по песням «Орлёнка» после наших репетиций. Соответственно видел финальную часть наших занятий. В один прекрасный момент Игорь Юрьевич обратился ко мне и предложил на выбор две песни про Ленинград, которые могли бы спеть дети в нашем спектакле.

Когда он принес послушать песни, мне стало понятно, что финал будет не как в сценарии - видеоряд с салютом, а намного лучше. Смущало только то, что вся эта новая история с песней закрутилась за два дня до премьеры и был реальный риск не успеть подготовить певцов-вокалистов. Но эту задачу Игорь Юрьевич взял на себя. Итог – эффектный финал с поющими актерами, чтецами и вокалистами на сцене и зал 500 человек аплодирует стоя. Но на этом волшебство не закончилось.

Продолжение следует.

Крапивина Лариса, командор флотилии «Каравелла»

Нко: «Каравелла»