Быть подростком — трудно. Гормоны, внутренние метания, борьба за независимость, первые сильные чувства, непростые отношения с родителями и друзьями... А теперь представьте, насколько все это сложнее для подростков с ментальными особенностями. Мир таких детей часто наполнен тревогой, сенсорными перегрузками, непониманием, одиночеством. Им сложно выразить свои эмоции, наладить контакт с окружающими, адаптироваться к ритму социума. И не менее сложно их родственникам, педагогам, сверстникам — всем, кто рядом и хочет поддержать, но не всегда знает как.
В благотворительном фонде «Добрый Урал» мы много работаем с подростками с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с ментальными нарушениями. Для нас главное — чтобы ребята смогли найти свое место в жизни и понимание в обществе. Именно поэтому мы проводим игровой инклюзивный курс «ПРОчувствуй», который позволяет не только узнать больше о ментальных расстройствах, но и буквально прожить опыт особенного подростка, осознать проблемы, с которыми он сталкивается, научиться лучше его понимать.
Что такое курс «ПРОчувствуй»
Курс «ПРОчувствуй» — это серия игр живого действия, в которых раскрывается тематика различных ментальных расстройств. В каждой игре есть сюжет и герои, но нет заранее прописанного сценария. Участники действуют свободно, исходя из своей внутренней мотивации, поэтому каждая игра получается уникальной.
Цель курса — помочь родителям, братьям, сестрам, друзьям и учителям лучше понять детей и подростков с ментальными нарушениями. Ребята с различными расстройствами получают шанс быть понятыми и услышанными своим окружением, а значит, процесс их социальной адаптации и интеграции в социокультурной среде пройдет быстрее и легче.
Курс «ПРОчувствуй» создала команда Межрегиональной общественной организации «Игры будущего». Игровые технологии, которые разрабатывает эта организация, становятся ценным инструментом в работе специалистов НКО, педагогов, психологов и помогают им в решении важных социальных, образовательных и культурных задач.
Почему курс важен
В России живет около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, и их число продолжает расти. Примерно каждый десятый ребенок имеет особенности в развитии — физические или ментальные. Для таких детей повседневная жизнь и общение с окружающими часто становятся настоящим испытанием.
Главная сложность в том, что особенные дети часто чувствуют себя оторванными от мира: у них мало друзей, им трудно выразить свои эмоции и понять чувства других. Из-за этого возникает недопонимание, конфликты и даже агрессия, ведь навыков общения зачастую не хватает, как и поддержки со стороны близких людей.
Чтобы помочь таким детям, нужно работать с их окружением — родителями, друзьями, наставниками. Важно не просто проинформировать их о диагнозе, но и научить сопереживать. Только тогда получится создать вокруг ребенка атмосферу принятия и поддержки, в которой он почувствует себя нужным и защищенным.
Почему именно игры
Узнать больше о ментальных расстройствах можно из книг или лекций, но только сюжетно-ролевая игра позволяет ощутить себя на месте особенного подростка, погрузиться в реальные ситуации, с которыми он сталкивается ежедневно, пережить его эмоции и проблемы. Такой опыт помогает избавиться от предубеждений и развить настоящую эмпатию.
Игровой формат курса «ПРОчувствуй» показал свою эффективность по результатам исследований:
• 98,6% респондентов стали лучше понимать поведение людей с ментальными расстройствами
• 89,1% респондентов повысили уровень грамотности в общении с такими людьми
• 77,8% специалистов НКО признались, что изменили свои установки о ментальных расстройствах
• 66,7% респондентов отметили, что им будет спокойнее работать с подростками и взрослыми с ментальными нарушениями
• 55,6% респондентов благодаря курсу улучшили понимание того, как ментальные расстройства влияют на структуру личности и потребности подростка
Какие игры входят в курс
В курсе «ПРОчувствуй» девять игр — каждая рассказывает о конкретном ментальном расстройстве.
1. «Не твой день» — показывает, как воспринимает мир человек с расстройством аутистического спектра
2. «Одно расстройство» — раскрывает негативные установки, связанные с расстройством пищевого поведения и восприятием своего тела
3. «Конь и его рыцарь» — показывает механизм возникновения и закрепления психосоматических нарушений
4. «Проклятый старый дом» — учит, как помочь себе и другим в случае апатии, депрессии, эмоционального выгорания и других расстройств настроения
5. «Опыт человечности» — показывает, что переживают родители особенного ребенка
6. «За оградой» — объясняет, как формируется поведение при избегающем расстройстве личности
7. «Вот проклятье» — раскрывает причины поступков, направленных на конфликт с обществом
8. «Голова Оксаны» — демонстрирует сложности жизни на фоне внутренней эмоциональной нестабильности
9. «Красное небо» — показывает, что ощущает человек с посттравматическим стрессовым расстройством
Как проходит игра
Одна игра обычно длится 1,5-2 часа. Оптимальное количество игроков для большинства игр – от 6 до 15 человек, возраст – от 12 лет и старше. За процессом следят двое — ведущий и игротехник. Материалы к игре содержат понятные инструкции и раздаточные материалы (карточки, фишки, жетоны, стикеры) для проведения занятия и последующей рефлексии.
Во время игры участники примеряют на себя разные роли, выполняют задания, принимают решения и взаимодействуют в моделируемых ситуациях. Они учатся замечать, что чувствует человек рядом, почему он может вести себя необычно, и как важно в этот момент не осуждать, а поддержать. Так появляется чуткость и толерантность к разным проявлениям человека.
Играть в игры из курса «ПРОчувствуй» можно как очно, так и онлайн. При очном формате игрокам потребуется вместительное помещение со столами и стульями. Для некоторых игр нужны также компьютер с колонками, маркерная доска, бумага и писчие принадлежности. Онлайн-версии требуют стабильного интернета и платформы для видеосвязи.
Как играть с фондом «Добрый Урал»
Прежде чем начать проводить игры, мы сами проходим обучение: играем, разбираем ситуации, обсуждаем эмоции и реакции, учимся вести группы и поддерживать участников в непростые моменты. В феврале 2025 года мы завершили первый этап обучения и освоили четыре из девяти игр. В августе пройдем второй этап и сможем вести остальные игры.
По условиям партнерства с МОО «Игры будущего» каждую игру мы проводим дважды. Среди наших участников – родители детей с ОВЗ из инклюзивного клуба «Добрые истории», подростки-сироты с проекта «Новые горизонты», специалисты, работающие с особенными подростками, а также нормотипичные ребята, которые хотят больше узнать о себе и других.
Вы тоже можете стать частью этого уникального опыта – игры подходят для всех, кто хочет лучше понимать себя и свое окружение. Мы проводим игры по адресу г. Первоуральск, ул. Ватутина, 25, Библиотека №4. Анонсы игр вы найдете в нашем Telegram-канале, а директор фонда Татьяна Мордвинова поможет зарегистрироваться и ответит на все вопросы.