В апреле 2025 года в рамках курса повышения квалификации «Разработка и внедрение инновационных методов обучения в сфере инженерного образования», проходившего в Москве и городе-герое Туле, на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в инженерном образовании» состоялось выступление Павла Ежова – доцента Уральского государственного педагогического университета, руководителя исполкома регионального отделения «Бессмертного полка России» в Свердловской области.
Доклад Павла Юрьевича представил инновационный подход, объединяющий цифровые образовательные технологии с системой патриотического воспитания будущих инженеров. «Современные студенты – цифровое поколение, требующее особых педагогических подходов, – подчеркнул Ежов. – Однако технологические решения должны служить благородной цели – сохранению исторической памяти и формированию гражданской позиции».
Особый интерес участников вызвал Международный онлайн пазл-фестиваль «Победа за нами!», реализуемый Свердловским отделением «Бессмертного полка России» и студентами УрГПУ под руководством Ежова. Этот масштабный проект, посвящённый 80-летию Победы и Году защитника Отечества, стал ярким примером синтеза цифровых технологий и патриотического воспитания. «Каждый созданный студентами цифровой арт-объект – это результат изучения семейных архивов, исследования трудовых подвигов военных лет, – пояснил Павел Юрьевич. – Такой подход формирует у будущих специалистов осознание непрерывности профессиональной традиции служения Отечеству».
Важной частью выступления стало обсуждение проблемы «утечки мозгов». «Когда молодой человек в процессе создания медиапроекта узнаёт, что его прадед ковал Победу на Уралмаше, а дед разрабатывал системы ПВО, это кардинально меняет его профессиональные ориентиры. Цифровые технологии позволяют сделать связь поколений эмоционально наполненной и лично значимой для каждого студента», подчеркнул докладчик.
Методика Ежова, удостоенная включения в Национальный реестр инновационных методик (РИМИТРО), получила высокую оценку профессионального сообщества. «Представленный подход демонстрирует, как современные технологии могут служить благородной цели патриотического воспитания, – отметила Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета «Лиги Преподавателей Высшей Школы». – В условиях технологического суверенитета России такая интеграция особенно актуальна».
Практическая часть курса повышения квалификации включала глубокое погружение в историю российской инженерной мысли. Участники посетили Тульский государственный музей оружия, где проследили эволюцию отечественных оборонных технологий от древних образцов до современных разработок. Экскурсия в учебный центр Конструкторского бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова продемонстрировала преемственность традиций российских оружейников.
Особенно символичным моментом стало посещение мемориалов Тулы – города-героя, увековечившего подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Фотосессия с флагом «Бессмертного полка России» у памятников тульским оружейникам, продолжавшим работать под бомбёжками в 1941 году, стала живой иллюстрацией связи поколений защитников Отечества.
«Когда будущие педагоги и инженеры видят эту неразрывную цепь – от исторических образцов до новейших разработок, они осознают себя частью великой традиции, – отметил Ежов. – Именно такое осознание становится лучшей профилактикой «утечки мозгов», формируя специалиста, который будет работать на благо своей страны».
8.Символичным стало проведение мероприятий на тульской земле – родине Никиты Демидова, основателя уральской горнозаводской промышленности. «Связь Тулы и Урала через века – наглядный урок преемственности инженерных традиций России, – подчеркнул в выступлении перед коллегами Павел Ежов. – Наша задача – чтобы каждый выпускник чувствовал себя достойным продолжателем этой славы». Эти слова стали логичным завершением образовательного мероприятия, вновь подтвердившего неразрывную связь качественного профессионального образования и патриотического воспитания.