Эксперты рассказали, как превратить Екатеринбург в студенческую столицу

В Екатеринбурге в Доме журналистов прошло заседание Экспертного клуба Свердловской области. Участники впервые обсудили образовательный проект «Кампус», о старте которого в июне объявил Губернатор региона Евгений Куйвашев.

«Кампус» нацелен на поддержку студентов, развитие системы образования, привлечение на Урал талантливой молодежи. Стратегическая цель всех преобразований – превратить Екатеринбург в студенческую столицу России. Для этого есть все основания – в городе работают 24 высших учебных заведения, они принимают абитуриентов со всего Урала, из Сибири, с Дальнего Востока и других стран. Город по праву занимает 3 место по количеству вузов в стране.

Когда речь идет о поступлении в лучшие вузы, у Екатеринбурга достаточно много конкурентов, и это не только лидеры - Москва и Санкт-Петербург, сейчас это и Нижний Новгород и Казань. «Стобалльники» и другие абитуриенты с высокими результатами ЕГЭ часто ориентированы на поступление в столичные высшие учебные заведения или на обучение за рубежом. Эксперты обсудили, чем привлечь студентов в столицу Урала, подняли вопрос моделей обучения и профессионального ориентирования, отметили важность предоставления трудоустройства для выпускников.

«В Екатеринбурге 160 тысяч студентов, это очень серьезная цифра, по качеству и объемам образования мы в тройке лидеров вместе с Москвой и Санкт-Петербургом. Свежие идеи по реализации амбициозных задач есть у самих студентов, нужно сесть и аккумулировать все идеи, пусть даже некоторые из них фантастические», - отметил глава Общественной палаты Свердловской области Александр Левин.

Руководитель Экспертного клуба Свердловской области, профессор кафедры политологии и социологии УрФУ Анатолий Гагарин, напомнил, что наш проект «Кампус УрФУ – центр цифровой трансформации» уже получил поддержку Правительства Российской Федерации, на него уже выделено 20 млрд. рублей.

«Насколько я знаю, финансовую поддержку наш проект получил первым. Он предполагает реализацию такой амбициозной задачи, как создание образовательного пространства, спортивных объектов, культурно-досуговых пространств, жилых зданий, новой площадки уральского межрегионального научно-образовательного центра (Уральского НОЦ).
Хотелось бы, чтобы мы реализовали этот проект, который предполагает прорыв на совершенно другой уровень образовательного процесса, использовав мировой опыт строительства университетских кампусов. Отмечу, что наш Уральский научно-образовательный центр – мощный конгломерат научно-производственной мысли и технологий. Это дает право претендовать не только на то, что Урал – опорный край державы - и промышленный, и интеллектуальный», - считает Анатолий Гагарин.

Директор Архитектурного института УрГАХУ Вадим Опарин уверен, что большую роль играет среда обучения. Нужна продуманная архитектура, которая бы отражала профессиональные особенности конкретного направления и региональную идентичность. Он предложил уделить особое внимание визуальной составляющей проекта, и в качестве примера показал проект кампуса губернаторского лицея, созданный несколько лет назад.

«Архитектура должна способствовать желанию учиться, придумывать новое, прогрессивное. Но на самом деле пока у нас все получалось не благодаря, а вопреки. Хотелось бы, чтобы архитектура нового кампуса была интересной перспективной, не уступающей мировому уровню. К разработке кампусов нужно привлекать самих студентов, в этой работе они растут профессионально», - полагает эксперт.

О приоритете ориентации образовательных учреждений на потребности студентов заявила Надежда Сивкова, доцент кафедры политических наук департамента политологии и социологии УрФУ. Социолог обозначила проблему оттока молодежи в связи с недостаточной поддержкой со стороны государства:

«Среди тех, кто приезжает в Екатеринбург, 65-66 % говорят, что им нравится город, но от 30 до 40 % студентов хотят уехать в другие города и страны для продолжения образования. Наши бакалавры не хотят учиться здесь, не хотят учиться в «шалаше». Сейчас, когда ситуация в целом меняется, надо смотреть в будущее, поддерживать региональные научные школы, и особенно в поддержке нуждается гуманитарное направление», - говорит эксперт.

Экономист Александр Полиенко поднял вопрос цены на обучение, отметив, что самое главное для студентов – это возможность сократить затраты на учебный процесс.

«Для студентов важно доступное жилье и бюджетные места. Также важен вопрос интеграции учащихся в трудовое пространство. Нужно, чтобы предприятия трудоустраивали студентов во время учебы. Это дает возможность получить профессиональное признание, вовлечься в рабочий процесс, почувствовать себя состоявшимися людьми», - отметил Полиенко.

Директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин обозначил ключевые вопросы кадровой политики, которые предстоит решить для успешного воплощения проекта «Кампус»:

«Кто будет учить? Насколько мы сможем подготовить преподавателей, чтобы они могли читать лекции на мировом уровне? Как мы будем завлекать мозги из других регионов? Нужна понятная траектория жизни студента, начиная с детского садика. Мы можем называться хоть «студенческой империей», но если у нас не будет нобелевских лауреатов, сильных инженеров, сильных гуманитариев – все зря», - резюмировал спикер.

Эксперты отметили, что немаловажным фактором при поступлении в вуз является финансовая поддержка, уровень заработной платы в регионе, решение вопросов трудоустройства после получения образования, выстроенное взаимодействие между потенциальными работодателями и студентами. Нередко отсутствие интересных и перспективных рабочих мест становится решающим фактором отъезда студента в другой более перспективный город.

Амбициозная задача по превращению Екатеринбурга в студенческую столицу требует серьезного подхода. Эксперты считают, что для дальнейшей работы нужно свежее социологическое исследование, которое покажет рейтинг факторов, влияющих на выбор студентов места обучения.

Дискуссия показала, насколько важно участие самих обучающихся в процессе проектирования студенческих пространств и других преобразований. Участники Экспертного клуба Свердловской области, в том числе бакалавры и магистранты вузов, готовы войти в состав рабочей группы для дальнейшего продвижения проекта «Кампус».

Нко: Ассоциация ИПИ и ГП